В целом вопрос размещения акустики сводится к трем моментам. Во-первых, каждое помещение имеет свои внутренние резонансы — отражения звуковой волны от стен и предметов. Во-вторых, любая колонка обладает особенностями, которые могут не соответствовать характеру комнаты, ведь производители опираются на некое усредненное представление о рабочем помещении. И в-третьих (это самое важное и, к сожалению, чаще всего игнорируемое обстоятельство!) — электроника, которая кодирует сигнал в студии и обрабатывает его в вашей системе, дает программу, обладающую собственными характеристиками. Они также влияют на общее звучание акустики.
Проведите занятный «следственный эксперимент». Разыграйте в вашей комнате представление: потасовку, дуэль, импровизированный концерт, диалог — что угодно. Запишите звук парой стереомикрофонов, расставленных по вашему разумению, и затем воспроизведите полученный материал в любом surround-режиме. Вы отметите чрезвычайный реализм этой записи. Он будет превосходить любой DTS-ES на DVD-video, любое DVD-audio. Причина проста: из трех перечисленных «неизвестных» совпадут две — тракт записи/воспроизведения и резонансы комнаты. Для почти идеального звука вам остается подобрать наилучший угол разворота колонок и определиться с их удаленностью от стен. Кстати, секрет реализма THX (THX — сертификат «максимального» американского кинотеатра) состоит как раз в точном размещении акустики в зале и в совпадении surround-обработки звука при записи и воспроизведении.
Коль скоро создатели фильмов, которые мы смотрим дома, ничего не знают о наших системах и комнатах, мы попробуем без их помощи создать себе этот самый ТНХ. Сделаем это только путем подбора оптимального положения колонок, не прибегая к сложным формулам, которые так любят приводить инсталляторы. Все гораздо проще:
«Алюминиевые огурцы»
Среди всех типов «театральной» акустики надо отдать первенство узким высоким алюминиевым литым корпусам. В них вертикальный ряд близко посаженных идентичных маленьких динамиков на полимерных диффузорах дополнен минималистской схемой разделительного фильтра. Так или иначе, сегодня к данной конструкции тяготеет все многоканальное аудио, и особенно — кинотеатр. Эти колонки быстро отрабатывают ВЧ/CЧ, точно локализуют образы и равномерно заполняют ими пространство комнаты впереди себя. Такой звук можно заклеймить как холодный, безжалостный, агрессивный, истонченный, плоский, немузыкальный. Но эти проблемы в системе, как известно, устраняет сабвуфер.
На такую акустику не влияют ни акустические условия, ни размер комнаты. Ставьте кресла, кладите ковры, занавешивайте колонки и загораживайте их вазами, размещайте у самой стены или придвигайте к себе — результат адекватен. Например, в новом комплекте акустики Sony SA-VS300H поворотный кронштейн соединяет симметричные части корпуса идентичных колонок, что позволяет подключать колонку к одному или нескольким разным каналам и разворачивать ее под углом как диполь (двусторонняя колонка). Пятиканальную систему таким образом можно превратить в семиканальную, а фронт — усилить боковыми колонками, развернутыми в виде диполей. Чем больше каналов и дипольных излучателей — тем выше ощущение объема и тем больше вариантов размещения колонок. Главное, чтобы тыл оставался в тылу, а фронт и центр на соответствующих им местах. Что может быть лучше и проще?
Передел комнатного пространства
Давней популярностью пользуются колонки с динамиками, совмещенными по оси. Но при инсталляции оказывается, что такие колонки более капризны из-за довольно широкой лицевой панели и «выдувного» отверстия, а точнее, по причине резонансов. В данной акустике «играет» внутреннее пространство, поэтому стоит установить колонки на шипы (специальные конусообразные подставки) — это усилит отчетливость и «обострит» ВЧ, а близость ковра или дивана придаст «низам» мягкости. Для четкого звучания средних частот колонки должны находиться на расстоянии минимум полметра от стен. Достоинство совмещенных динамиков — ненаправленное излучение. Если даже вы слушаете двухканальное стерео на фронтах, то, перемещаясь по комнате, вы не потеряете звуковой информации.
Так называемая серьезная, традиционная напольная акустика в корпусе из дерева проявляет наибольшие требования к установке. Размеру, весу и мощности подобных колонок должна соответствовать площадь комнаты (20-40 кв. м). Этими же параметрами обусловливается наличие в ней ковровых и набивных материалов, а также почти полное отсутствие мебели, особенно на пути звуковой волны. Размещение колонок у стен и по углам помещения не вызовет искажений при условии, что они развернуты параллельно друг другу или если они составляют одну линию с мебельной стенкой. Это важный нюанс, который обычно не указывается в инструкциях по установке домашнего театра. Большой эффект получается от стыковки таких колонок «спина к спине» с разворотом в сторону. Данное решение, например, компенсирует отсутствие центрального канала в театре или оправдывает использование слишком большой акустики в относительно малом помещении. Если комната очень загромождена, то подобным образом можно стыковать две тыловые колонки. При этом вы словно «перекраиваете» акустику комнаты, границы звуковых образов слегка размываются, но их выразительность усиливается. Этот так называемый бифонический эффект известен в аудио давно, и для него особенно важна секционированная конструкция и глухая задняя стенка в колонке. Из последнего поколения акустики можно назвать комплект Sony SA-WX900, отличающийся вынесенной наверх «башенкой» твитера и особо массивной задней стенкой. Если по центру трехметровой стены спереди и сзади комнаты состыковать и развернуть по две колонки, то в режиме DD 5.1 и даже в 2.0 панорама звука саундтрека «выйдет» далеко за пределы помещения.
Время собирать камни
С ростом количества разнообразной акустики в комнате все труднее создать полноценную и качественную звуковую картину. Виной тому неодновременный приход звуковых волн по НЧ, СЧ и ВЧ. Можно попробовать выставить необходимые задержки в настройках каналов, но это не всегда помогает. Проще всего исправить ситуацию с помощью настройки протяженной и разборчивой отдачи сабвуфера. Разумеется, пока речь идет об активном сабвуфере. Предпочтительнее купить по одному на левый и правый фронт. В стереоподключении сабвуфер выиграет от близости к «своей» основной колонке. Кроме инфранизкой, сабвуфер всегда захватывает слышимую часть аудиоспектра, поэтому с установкой «общего» сабвуфера можно тоже успешно экспериментировать. Считается, что наилучшее место для одного сабвуфера в системе — центр комнаты в непосредственной близи к слушателю. Американская фирма Legacy с этой целью оформляет данный компонент под журнальный столик. Многие любят прислонять сабвуфер к стене, но тогда ждите излишне навязчивого баса. Существует также экзотический, правда, не очень удобный способ размещения «открытого» динамика без ящика — в полотне межкомнатной двери.
Теория гласит, что воздух, вытесняемый из сабвуфера динамиком, не должен встречать преград на протяжении 2-3 метров. Теорию можно перехитрить, затолкав сабвуфер под кровать или в нишу платяного шкафа. Тогда эти предметы мебели станут как бы его «продолжением». Согласитесь, будет даже пикантно, если ваша кровать на время превратится в сабвуфер.
Безусловно, установив фазу в положение «реверс» (180 градусов) и поискав регулятором на слух наиболее «натуральную» частоту для данной модели сабвуфера, можно существенно облегчить себе задачу. Впрочем, фирмы уже реагируют на особую щепетильность и несогласованность сабвуфера с остальной акустикой системы. Sony резонно передает функции его усиления и регулировки универсальному чипу S-Master в ресивере. Сабвуфер в этом случае становится пассивной колонкой, то есть вмещает дополнительный бас-динамик вместо прежней электроники. Пару таких колонок, с маркировкой DDTD, лучше всего помещать рядом или под фронтальную левую и правую, но можно ставить и на тыл. Все, что говорилось выше об установке сабвуфера, к пассивным DDTD не относится. И в этом их неоспоримое удобство.
Гаси резонанс!
Для нейтрализации вредных свойств комнаты можно обзавестись «ловушками» (bass traps), которые представляют собой ватный рулон, поставленный «на попа». Пробка и мебель из плит ДСП гасит один резонанс, но создает другой. Слишком сильно демпфированное помещение так же плохо, как и «звенящее», резонирующее. Совсем пустая комната может оказаться хуже, чем заставленная. Источником звона станут рюмки в шкафу или железная батарея, каркас кровати. В целом, в доме стоит поддерживать здоровую современную эстетику интерьера и баланс. Тогда и звучание получится красивым, и колонки обретут свое законное место без мучительных поисков. Как ни странно, зачастую приглашенный впоследствии инсталлятор найдет ваше решение грамотным и не сможет его улучшить. Даже со всеми своими формулами и опытными замерами.