Системы автоматической калибровки сейчас применяют очень многие производители. Как правило, речь идет о фирмах, специализирующихся на выпуске массовой продукции. Можно вспомнить о компании Pioneer, с ее системой MCACC, что расшифровывается как Advanced Multi-Channel Acoustic Calibration System. В недорогих ресиверах фирмы она простая, но в моделях VSX-AX4AVi-S и VSX-AX2AV-S уже применяется 9-полосный эквалайзер, созданный при участии инженеров из студии звукозаписи AIR Studios. Система MCACC, как говорится, в одно касание помогает пользователям настроить AV-ресивер в соответствии с акустическими свойствами комнаты и позволяет избежать влияния препятствий на пути звуковых волн.
У компании Yamaha тоже есть своя фирменная разработка, называемая YPAO. Суть ее действия мало чем отличается от той же MCACC — все направлено на то, чтобы максимально использовать возможности AV-ресивера.
Очень приятно, что не отстают от брендов средней ценовой категории и компании, производящие аппаратуру класса high-end, например Lexicon. Однако в очень дорогой аппаратуре функция автоматической настройки встречается довольно редко. Связано это с тем, что пользователь, потративший не один десяток тысяч долларов на приобретение аппаратуры, естественно, сможет выделить некоторую сумму на услуги инсталляторов. И все-таки даже в дорогой технике функция автоматической настройки весьма полезна. А что, если вы любите часто переставлять мебель в своей квартире? Неужели каждый раз нужно вызывать инсталляторов для перенастройки?
Кроме AV-ресиверов функция автоматической настройки встречается и в «однокоробочных» домашних кинотеатрах. В их числе — продукция компаний Samsung и JVC.
Фирма Samsung предлагает технологию sDSM (Super Digital Sound Master) — звуковое поле оптимизируется по тестовому сигналу в зависимости от акустических характеристик зала. Автоматически настраиваются для каждого канала время задержки, баланс, громкость, частотная характеристика. Весь процесс занимает около 3 минут.
В технологии Samsung процесс автоматической настройки упрощен, казалось бы, до предела. Нужно поставить микрофон на спинку кресла, на котором будет сидеть пользователь, и нажать специальную кнопку на пульте управления. Естественно, при этом должна быть обеспечено отсутствие в помещении посторонних шумов. Автоматически настраиваются время задержки, баланс, громкость и частотная характеристика.
Технология Digital Sound Master используется Samsung в ее «топовых» моделях однокоробочных кинотеатров (которые стоят порядка $900). Философия построения таких систем — обеспечить пользователю качество звука и изображения на серьезном уровне в сочетании с простотой инсталляции и обслуживания, которая свойственная «однокоробочным» кинотеатрам. Естественно, в эту философию хорошо вписывается автоматическая настройка.
Но самый простой и быстрый способ автоматической настройки домашнего кинотеатра придумала компания JVC. Пользователь просто садится в кресло именно там, где он будет находиться во время просмотра фильмов, и громко хлопает в ладоши. В акустические системы встроены микрофоны, которые уловят звук хлопка. После анализа информации будут выполнены соответствующие настройки. Точность работы такой системы не очень высокая, но для массовой «однокоробочной» продукции этого вполне достаточно.
Что дальше?
А дальше, по всей видимости, нас ждет следующее. Во-первых, самые простейшие системы автокалибровки перейдут в бюджетные модели AV-ресиверов. Когда? Время покажет, но, думаем, этот момент не за горами, достаточно вспомнить, как стремительно перекочевали шести- и семиканальные модели в недорогой сегмент рынка. Во-вторых, прогресс, как говорится, налицо, ведь еще два-три года назад никто не ожидал такого прорыва этой технологии. Причем она действительно «работает», ведь в противном случае эти товары просто не продавались бы. Так что в скором времени наверняка появятся такие AV-ресиверы и процессоры, которые одним нажатием кнопки смогут настроить все самым превосходным образом. Ну, и не забывайте наши советы. Ведь даже самый продвинутый аппарат не сможет проявить себя в полной мере, если у вас попросту неподходящие условия — это все равно что забивать гвозди микроскопом. Конечно, последняя фраза — преувеличение, но она не так уж далека от истины…